Международный
консультационно-образовательный центр
современной стоматологии
Лицензия на осуществление образовательной деятельности №040176 от 05.07.2019
8 495 775 82 25
8 910 442 07 94
Календарь семинаров
Календарь семинаров

Подписаться на новости



Извините, запись на Конгресс окончена.
Ждем Вас в следующем году!

Отказ врача-стоматолога, зубного техника от гарантийного перелечивания, переделки работы

Поделиться в социальных сетях:   

Ситуация, о которой сегодня хотелось бы поговорить – не редкая в клиниках, однако у руководителей часто нет понимания, как ее грамотно разрешить.

Кратко охарактеризуем ее: в клинику обратился пациент с претензией (устной) о том, что его некачественно полечили (выпала пломба, не нравится внешний вид протеза, откололся кусочек винира и т.д.). Лечащий врач стоматолог либо зубной техник наотрез отказываются переделывать гарантийную работы сами под различными предлогами («я не могу с этим пациентом общаться») и просят (на словах), чтобы пациента передали другому специалисту.

Прежде всего, нужно отметить, что порядок действий с врачом и зубным техником будет разный, потому что согласно ст. 70 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» лечащий врач имеет право отказаться от лечения и наблюдения пациента без объяснения причин, если нет экстренной ситуации для жизни.

Кстати: по опыту автора пациенты в принципе даже не подозревают, что у врача такое право есть. Что просто деструктивное поведение пациента может быть причиной отказа врача от дальнейшего лечения пациента, если нет ситуации, угрожающей его жизни. Почти в каждом договоре клиник с пациентами я встречаю зафиксированное в разделе «Права Заказчика» «право пациента на выбор врача». Мой совет – дополните этот пункт мягкой по формулировке, но жесткой по содержанию мыслью о том, что врачи вправе отказаться от лечения пациента – и уже на этапе заключения договора это может «отрезвлять» пациента и ставить его в рамки цивилизованного общения с доктором. Мы ценим только то, что можем потерять.

Соответственно, независимо от того, что у врача стоматолога в должностной инструкции может быть обязанность принимать и переделывать собственные работы по гарантии, руководитель медицинской организации не вправе отказать врачу-стоматологу, если он получит от него заявление об отказе от гарантийного перелечивания пациента. С зубным техником ситуация иная – это медицинский специалист, непосредственно не работающий с пациентами, поэтому его отказ от переделки собственной работы по гарантии (ремонта протеза, например) может квалифицироваться как отказ от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на него при заключении трудового договора. Именно поэтому в отношении зубного техника у работодателя (у руководителя медицинской организации) есть выбор – принимать такой отказ или не принимать. Очевидно, что мы не можем силой заставить зубного техника переделывать какую-то работу, однако неоднократное (более двух раз) неисполнение трудовых обязанностей, если у работника уже есть оформленное надлежащим образом взыскание, может стать основанием для увольнения сотрудника (пп.5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ). Тем не менее, работодатель может принять отказ зубного техника переделывать гарантийную работу.

Вопрос возникает в связи с тем, что в описанных ситуациях, в особенности, если они возникают не так уж редко, клиника терпит убытки. Ведь если врач стоматолог отказался от гарантийного перелечивания, то клиника должна либо перепоручить пациента другому специалисту (и тогда оплатить ему эту работу, то есть, по факту, оплатить работу повторно), либо в соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» вернуть пациенту стоимость лечения со всеми убытками (например, если пациент иногородний и вынужден был к вам ездить с тем, чтобы устранить недостаток в лечении).

Какова в этом случае тактика руководителя? В соответствии с трудовым законодательством не только работодатель несет материальную ответственность перед работником за причиненный ущерб, но и работник, в случае причинения ущерба работодателю (ст. 238 ТК РФ), обязан будет возместить ему причиненный ущерб. Работник возмещает работодателю прямой действительный ущерб, то есть, реальное уменьшение наличного имущества работодателя (денег, в рассматриваемом случае). При этом, рассматриваемый нами случай – это случай ограниченной материальной ответственности, когда работник возмещает причиненный клинике ущерб только в пределах своего среднего месячного заработка.

Кстати: врачи часто уверены, что они могут нести всегда и только ограниченную ответственность перед работодателем. Однако, это не так. Например, в случае, если будет установлено, что действиями врача, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, пациенту причинен вред, либо врач будет привлечен решением суда к уголовной ответственности за причинение вреда пациенту, либо вред пациенту будет причинен в результате разглашения врачебной тайны – во всех перечисленных случаях врач будет нести полную материальную ответственность, то есть, в размере 100% причиненного ущерба (читай: цены иска пациента).

Сумма возврата пациенту может быть как больше среднего месячного заработка врача, так и меньше, а сумма оплаты работы вновь назначенного специалиста скорее всего будет меньше среднего заработка. От этого зависит дальнейшая процедура взыскания причиненного ущерба.

1 вариант

Если сумма причиненного ущерба меньше, чем средний заработок, работодатель взыскивает ее (удерживает из заработной платы) на основании собственного распоряжения (приказа). Такое распоряжение должно быть сделано не позднее 1 месяца с даты, когда была произведена оплата вновь назначенному врачу либо возвращены деньги пациенту. В любом случае вам придется взять объяснение с работника (суть ситуации может быть понятна всем сторонам и не вызывать отрицательной реакции, однако это формальное требование и его необходимо соблюсти, в противном случае процедуру взыскания можно будет признать незаконной). С моей точки зрения важно также взять подтверждение от работника того, что он не возражает против такого удержания, чтобы, опять же, обезопасить себя. Чтобы не множить кучу документов, подтверждающих разные юридически-значимые факты, можно объединить их в один. Пример:

***

Директору ООО «Зуб» Сидорову А.П.

От ___________________________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Об отказе от перелечивания пациента по гарантии

В период с 01.02.2016 года по 07.02.2017 года я являюсь лечащим врачом пациента Петренко Александра Петровича. Пациенту были оказаны терапевтические/ ортопедические услуги зуба (ов): пролечены зубы 3.2.,3.4..

В настоящий момент имеет место гарантийный случай перелечивания (имеется недостаток выполненной стоматологической работы, а именно: выпадение пломбы зуба 3.4..

Понимая, что гарантийное перелечивание пациента входит в мои должностные обязанности, я, тем не менее, пользуясь правом, предоставленным мне частью 3 статьи 70 ФЗ № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», настоящим уведомляю руководство клиники об отказе от наблюдения и дальнейшего лечения пациента, вне зависимости от того, в чем оно будет выражаться. Причина отказа – невозможность установления лично-доверительных отношений с пациентом и терапевтического сотрудничества (прим.: причина отказа написана для примера, может быть и другая).

Уведомляю руководство клиники о том, что на сегодняшний день отсутствуют основания для оказания пациенту Петренко А.И. медицинской помощи безотлагательно, поскольку имеющиеся у пациентки болевые ощущения не связаны с экстренной ситуацией для жизни (ст.11 ФЗ № 323), а потому медицинские услуги по лечению зуба 3.4. могут быть получены пациентом у другого врача в плановом порядке.

На основании изложенного прошу назначить пациенту другого лечащего врача из числа имеющихся в клинике.

Я понимаю, что при передаче пациента другому врачу для дальнейшего перелечивания по гарантии ООО «Зуб» будет вынуждено оплатить работу вновь назначенного врача (фактически вновь назначенный врач будет выполнять мою работу), в связи с чем ООО «Зуб» понесет прямой ущерб в виде доплаты вновь назначенному врачу.

Учитывая сказанное, я даю согласие на удержание из моей заработной платы суммы понесенного ООО «Зуб» ущерба в соответствии со ст. 238 ТК РФ в сумме 3000 р.

Врач стоматолог Михайлов Игорь Васильевич

07.02.2017 год

*****

В представленном заявлении от врача мы объединили и отказ от лечения и наблюдения пациента с просьбой перепоручить пациенту другому специалисту, и объяснительную с фактом признания врачом гарантийного случая, и согласие на добровольное возмещение причиненного ущерба.

На основании данного заявления клиника издает приказ об удержании суммы ущерба из заработной платы работника, например, по такой форме:

****

ПРИКАЗ №________

Об удержании из заработной платы работника суммы причиненного ущерба

г. Москва 10 февраля 2017 г.

В связи с причинением работником ущерба ООО «Зуб» путем отказа от гарантийного перелечивания пациента, что повлекло за собой необходимость оплаты труда вновь назначенному врачу / возврат пациенту стоимости некачественно оказанной медицинской услуги,

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Удержать из заработной платы врача стоматолога Михайлова И.В. материальный ущерб, образовавшийся в результате отказа врача стоматолога от гарантийного лечения пациента в размере 3000 рублей.

2. Бухгалтерии производить удержание в соответствии с требованиями трудового законодательства РФ.

  1. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Основание: - заявление работника от 07 февраля 2017 года

Директор ООО «Зуб» _____________________/Сидоров А.П./

С приказом ознакомлен, сумму причиненного ущерба не оспариваю и с удержанием из заработной платы согласен.

Дата 10 февраля 2017 года Подпись работника: Михайлов И.В.

*****

2 вариант

Если сумма, например, возвращенная пациенту за некачественную услугу оказалась больше, чем средний заработок врача, либо врач возражает против удержания, либо прошел месяц со дня, когда деньги были возвращены пациенту, взыскание может быть осуществлено только в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления.

Если от гарантийной переделки работы отказывается зубной техник, вся процедура будет отличаться лишь тем, что, как было отмечено ранее, зубной техник не имеет права просто так отказаться от своих прямых обязанностей. Работодатель может принять или не принять такой отказ. Если такой отказ все же принимается клиникой, а техник не возражает возместить ущерб, он пишет аналогичное заявление. Единственное, чего в нем не будет – уведомления об отказе от лечения пациента и просьбы назначить пациенту другого специалиста.

Автор понимает, что далеко не во всех случаях руководство клиник пойдет на формализацию отношений и введение официальной материальной ответственности, однако, очевидно, лучше, когда инструмент решения конфликта есть и он позволяет всем его участникам «сохранить лицо».

Статья опубликована в журнале Dental Club №1(13)2017г


Автор:  Екатерина Салыгина, кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России, руководитель Юридической мастерской по сопровождению деятельности частных медицинских организаций

вернуться к списку статей

Заказать звонок
Спасибо.

Наш спецалист свяжется с Вами в ближайшее время.