Извините, запись на Конгресс окончена.
Ждем Вас в следующем году!
Фотосессия в клинике. Выстраиваем правовые отношения с моделью и фотографом
Статья опубликована в журнале Dental Club №4(12)2016 год
Красивая улыбка – один из залогов успешности человека, его уверенности в себе, а возможности стоматологии позволяют такую улыбку получить…
Существенное место в информировании пациентов о видах и сути оказываемых услуг играет визуализация этих возможностей. То есть, фотоснимки результатов стоматологических работ – это то, что не нужно объяснять сложными медицинскими терминами несведущему пациенту, это то, что говорит само за себя.
Практика автора показывает, что в большинстве своем клиники никак не оформляют отношения, возникающие в процессе фотосъемки пациента. Однако делать это необходимо по двум причинам:
1. В процессе фотосессии принимают участие, как минимум, три субъекта, у каждого из которых есть свой ИНТЕРЕС. Это клиника (Заказчик), фотограф (исполнитель), модель (пациент). До тех пор, пока интересы всех троих совпадают или, как минимум, не противоречат друг другу – отношения могут вполне успешно регулироваться устными договоренностями. Как только интерес одной из сторон выйдет за пределы первоначальных договоренностей либо в случае конфликта, например, связанного с качеством лечения пациента, устные договоренности действовать перестанут.
2. Объективно процесс фотосъемки пациента затрагивает предусмотренные законом ПРАВА каждого из субъектов, а именно:
- личное неимущественное (то есть, не связанное с деньгами, материальными ценностями) право пациента на изображение, на защиту от его несанкционированного использования (например, без его разрешения в рекламе услуг);
- право пациента на защиту его персональных данных;
- право пациента на сохранение в тайне информации, составляющей врачебную тайну;
- право фотографа на авторство созданного им произведения (право быть автором и указывать на это);
- право фотографа на использование созданного им произведения (исключительные право на использование произведения);
- права клиники на созданные фотографические произведения.
Задача клиники в данном случае - оформить отношения, как с моделью, так и с фотографом таким образом, чтобы не нарушить прав участников фотосессии и защитить себя на случай конфликта.
Рассмотрим, какие правила необходимо соблюсти и какие условия предусмотреть в отношениях с пациентом-моделью:
1. Если стоматологическая клиника делает не портретное изображение для рекламных целей, а лишь фотоснимки «до» и «после» и только зубов, улыбки – достаточным будет внести в текст договора или информированных согласий положение о том, что пациент в целях оценки качества проводимого лечения, а также в целях информирования иных пациентов, научных и образовательных целях дает свое согласие на фотопротоколирование процесса лечения и использование в дальнейшем изображений отснятых зубов.
2. Если стоматологическая клиника делает портретные изображения пациентов для использования их в рекламных целях, простого согласия на фотопротоколирование процесса лечения будет недостаточно.
Пример из судебной практики:
Пациентка обратилась в стоматологическую клинику, были оказаны услуги ортодонтического лечения, сделано снимки «до» и «после» полностью лица. После окончания лечения снимки были размещены на сайте в рекламном тексте. Пациентка подала в суд с требованием возмещения морального вреда и прекращения использования ее изображения. Клиника была убеждена, что поскольку в ИДС содержится согласие на использование фотоснимков, права пациента не нарушены.
Однако суд отметил следующее: «Исходя из рода деятельности ответчика, предмета договора, специфики оказания стоматологических услуг согласие, данное истцом, может и должно касаться только непосредственно процесса лечения, то есть направлено на фиксацию в виде фотоснимка зубов пациента.
Согласие истца на фотографирование всего лица из представленного информационного согласия к договору явно не следует.
Таким образом, обнародование ответчиком изображения всего лица истца, а не только предмета договора – зубов, нарушает право истца на неприкосновенность частной жизни и является нарушением её нематериальных благ» (Апелляционное определение № 33-3539/2013 от 30 сентября 2013 г. по делу № 33-3539/2013)
Согласно п. 1 ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) использование изображения гражданина допускается только с его согласия. Такого согласия не требуется, если гражданин позировал за плату (оно подразумевается).
Вот что отметил суд по вышеуказанном уделу: «поскольку индивидуальный облик идентифицирует гражданина в обществе, и каждый гражданин вправе формировать свою внешность по собственному усмотрению, сохранять и изменять её, фиксировать в определенный момент времени путем фотографирования или видеосъемки, то само по себе изображение представляет собой часть сведений о личности человека, может составлять его личную тайну, в связи с чем его любое использование и дальнейшая демонстрация допускаются только с согласия изображенного лица…»
3. Соглашение с пациентом на фотосъемку может быть сформулировано широко – как соглашение о сотрудничестве, в особенности, если вы вознаграждаете пациента за участие в фотосессии (скидкой на лечение, бесплатными услугами, передачей фотоснимков в собственность), либо узко – только как согласие на использование изображения для рекламных целей.
4. Важно прописать в соглашении порядок использования изображения, чтобы избежать в дальнейшем возможного недопонимания и конфликтов. В частности, вы можете предусмотреть:
- что клиника самостоятельно определяет сюжет съемки, содержание комментариев, предисловий и послесловий, пояснений, контекста изображения;
- право клиники использовать изображение для создания рекламных полиграфических изделий (листовок, каталогов), во всех периодических и непериодических изданиях как иллюстрации к статьям, в любых видах наружной рекламы, например – без дополнительного вознаграждения;
- право клиники самостоятельно определять размер изображений, географию и продолжительность использования, способы редактирования.
5. Вы можете договориться с пациентом об использовании/неиспользовании его настоящего имени либо об использовании вымышленного имени – псевдонима, а также о возможности указания возраста пациента.
6. Важный момент, который тоже следует отобразить в соглашении, – будете ли вы согласовывать с пациентом планируемые к использованию изображения. Например, выбор одного из отснятых, ведь пациенту выбранное вами фото может не понравиться, будут ли иметь значение для вас пожелания модели, как будет осуществляться согласование (например, вы предлагаете два варианта, но если модель не устраивает, вы самостоятельно принимаете решение).
7. Если вы будете выплачивать пациенту какое-либо вознаграждение за участие в фотосъемке – лучше сразу прописать, в чем оно будет выражаться. Если денежное вознаграждение выплачивается пациенту наличными денежными средствами, выплата должна быть официально оформлена (либо расходным ордером, либо распиской пациента).
8. Поскольку согласно ст. 13 ФЗ № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» даже сам факт обращения в медицинскую организацию является информацией, составляющей врачебную тайну, лучше прямо в соглашении прописать, что пациент осознает и дает согласие – в процессе размещения его фотоснимка, например, на сайте, может быть разглашена информация о факте его обращения в клинику (даже при наличии псевдонима человека по фотографии может просто кто-то узнать, поэтому гарантировать 100% анонимности здесь нельзя).
9. Чтобы не иметь проблем с органами Роскомнадзора, а также не давать пациенту в случае конфликта поводов зацепиться за нарушение его прав, лучше указать в соглашении, что полученные фотоматериалы не будут использоваться клиникой для целей идентификации личности, а потому не являются биометрическими данными и их обработка не требует письменного согласия модели на обработку биометрических данных. Общее же согласие на обработку персональных данных пациент дает при заключении договора на оказание стоматологических услуг.
Кстати, все перечисленное касается в полной мере и фотосессий с сотрудниками стоматологической клиники и дальнейшего использования их изображений на сайте, а также в рекламных буклетах: безопаснее для клиники взять письменное согласие с врачей на использование изображений в информационных и рекламных целях.
Вторым участником съемки является фотограф (мы не берем ситуации, когда клиника делает фотоснимки своими силами): он может действовать либо как индивидуальный предприниматель, либо как сотрудник фотостудии.
Немногие знают, что если между вами и фотографом есть лишь устные договоренности «приду тогда-то, съемка во столько-то, делаем 10 кадров, вышлю через 5 дней, оплата сразу после съемки», все исключительные права на использование созданных фотографических произведений остаются у фотографа, как автора этих произведений (п. 3 ст. 1228, ст.1257, ст.1270 ГК РФ).
Исключительное право на использование означает, что именно фотограф как автор имеет все права по распространению, изменению, воспроизведению, продажи копий, а также право предоставить возможности использования созданных произведений третьим лицам.
На практике это означает, что, отсняв прекрасные кадры с вашими пациентами, фотографу ничто не мешает продать их еще и вашему конкуренту (заключить с ним лицензионный договор об использовании данных снимков на возмездной основе).
Согласно ст. 1297 ГК РФ исключительное право на произведение, созданное в рамках договора, принадлежит исполнителю (фотографу), если иное договором не предусмотрено. Если по условиям договора исключительное право на созданное фотографическое произведение передается заказчику (клинике), исполнитель (фотограф) вправе использовать созданное им произведение лишь для собственных нужд (например, для собственного профессионального портфолио).
Таким образом, в договоре с фотографом необходимо предусмотреть передачу исключительных прав на использование фотографических произведений заказчику фотосессии, при этом рекомендуется специально оговорить:
- указание на автора фотоснимков (необходимо ли оно, в каком виде);
- возможность клиники вносить изменения, дополнять фотографическое произведение комментариями, иллюстрациями;
- право использовать результаты фотосессии в рекламных фотографических материалах;
- возможность использования фотоснимков в коллажах, целостно или по частям.
Использовать фотоснимки в научных, образовательных, культурных целях допускается без согласия автора этих снимков и без выплаты отдельного вознаграждения (ст. 1274 ГК РФ).
Исключительные права фактически передаются клинике бессрочно, то есть, в полном объеме, без ограничений.
Если стороны согласны на передачу прав на использование фотографических произведений на какой-либо срок, то между ними может быть заключен лицензионный договор с, так называемой, исключительной лицензией, по которому фотограф в рамках определенного в договоре срока (например, 10 лет) не имеет права передавать права на использование созданных фотоснимков третьим лицам, а также не имеет право самостоятельно использовать эти снимки в тех пределах, в которых это право передано клинике (заказчику).
По истечение указанного в лицензионном договоре срока исключительные права на использование фотографических произведений восстанавливаются в полном объеме у их автора.
В договоре с фотографом желательно либо прямо указать, что вознаграждения за передачу исключительных прав не предусматривается, либо, опять, же отдельной строкой указать, что за передачу исключительных прав (не за саму фотосессию) автору выплачивается определенное вознаграждение.
Общим правилом, как в отношениях с моделью, так и с фотографом является запрет на использование фотографического произведения и изображения на нем способами, порочащими честь, достоинство пациента, деловую репутацию фотографа.
Основой любых плодотворных и долгосрочных отношений является предсказуемость, обеспечиваемая понятными и прозрачными для сторон отношений правилами игры. Хорошая фотосессия хороших стоматологических работ – это ресурсозатратное дело многих людей (директора, визажистов, стилистов, врачей, пациентов, фотографов) и тратя на нее время, деньги, мы рассчитываем на соответствующую отдачу для бизнеса.
Мы постарались показать в статье, что сформулировать такие правила игры – в силах и в интересах каждой клиники.
Автор: Екатерина Салыгина, кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России, руководитель Юридической мастерской по сопровождению деятельности частных медицинских организаций