Извините, запись на Конгресс окончена.
Ждем Вас в следующем году!
«Апикальная хирургия в зеркале аналитики. Новый курс Михаила Соломонова. Периодонтальное сопровождение процедуры Анной Парицки»
Увлечения людей в мире виртуальных технологий иногда сопровождаются ностальгией. Мир меняется стремительно и необратимо. Дети, родившиеся еще до массового распространения сотовых телефонов, при контакте с телефоном дисковым теряются. И когда в реальной симуляции так популярных нынче квестов моему сыну-подростку необходимо было набрать номер на дисковом телефоне в кабинете президента США, выручил бесценный опыт предков (в лучшем смысле этого слова). И миссия оказалась выполнима.
Я полагаю, что и возвращение к процедуре апикальной хирургии на современном этапе должно нас не просто вдохновить техническими возможностями, но и несомненно призвать учитывать прошлый опыт. Практическому врачу непросто бывает решиться на изменения в практике, сломать стереотипы, особенно выходящие за рамки каждодневной отработанной технологии! Практические и теоретические курсы стали отличным средством для навигации в мире технологических и процедурных новинок.
Как практический врач, я выбираю для себя не конкретную процедуру, а еще один способ лечения моего пациента. И чем ближе я знакомилась с протоколом выполнения процедуры, получала информацию о результатах и успехах моих коллег, тем более у меня возникало вопросов.
И главный из них: насколько мои амбиции освоить новую процедуру совпадут с моими представлениями как врача в показаниях к такому виду лечения?
Учиться надо у лучших. С точки зрения опыта и первенства в тренде апикальной хирургии профессор Сингкук Ким стал для меня первым проводником. Моменты, на которые он обращал внимание в своей лекции, процедурные тонкости, визуальная эстетика представленных клинических случаев стали для меня первым опытом.
А ровно через месяц представилась возможность получить еще одну точку зрения на предмет - практический курс доктора Михаила Соломонова стал логичным продолжением моего погружения в тему апикальной хирургии.
Традиционно представление любой темы в интерпретации доктора Соломонова сопровождается подходом с разных сторон. Огромным количеством обращений врача-практика к исследованиям, проведением аналитики и выдачей практических рекомендаций.
Первое и главное. Принятие решения.
«Сделать апикальную хирургию намного легче, чем принять решение о ее выполнении» (с) Tomas von Ars.
И процесс принятия решения был разобран предельно подробно. Ведь мы стремимся к наилучшему прогнозу лечения, как итогу процедуры. А сможем ли мы по Silvio Tasheri (JOE 2010) учесть «миллион факторов, от которых зависит прогноз?»
По крайней мере, мы должны знать о группах факторов, уметь их выявлять и оказывать влияние.
В эти группы входят и техническое оснащение практики вкупе с навыками оператора, его умение работать на высоком уровне в эндодонтии и хирургии.
Умение выявить абсолютные показания к процедуре и отделить их от других вариантов, более простых и прогностически благоприятных. Ввести это в шкалу оценки результатов во времени и, несомненно, скоррелировать с планами на случай неудачи.
В каждый свой довод доктор Соломонов вкладывал авторитетное мнение в виде опубликованного исследования, напечатанного как в 90-е годы, так и принятые к печати, но еще не опубликованные материалы 2015 года. Тот самый опыт, пренебрежение которым дает ощущение эйфории, которое порой сопровождает умение выполнять новую процедуру.
В процессе курса слушатели, в числе которых 50 на 50 были эндодонтисты и хирурги, получили тот объем информации, который позволяет им еще до проведения манипуляции максимально понять:
1. Как выявить показания и противопоказания.
2. Четкие критерии планирования хирургической части, о которых великолепно рассказала доктор Анна Парицкая.
3. Четкие ориентиры для планирования этапа проведения непосредственно апикальной хирургии. С полным протоколом использования возможностей КЛКТ (конусно-лучевой компьютерной томографии).
4. Этап обсуждения протокола специалистами хирургом и эндодонтистом. Варианты интраоперационных проблем и пути их решения.
5. При необходимости - консультация с ортопедом
6. Этап обследования пациента. Общеклинические нюансы. Выбор препаратов. Согласование стоимости.
Процесс непосредственно оперативного вмешательства представлял собой онлайн трансляцию клинического случая апикального периодонтита в центральном отделе верхней челюсти у пациентки, с ортопедическими конструкциями, которые зафиксированы на эндодонтически пролеченные зубы с литыми культевыми штифтовыми вкладками.
Непростой с технической точки зрения случай в процессе онлайн трансяции давал массу поводов для размышлений, основными из которых лично для меня были:
-А как бы я действовала в подобной ситуации? Поднят лоскут. А под ним трещина, которую подозревали и нашли?
-А как убрать носитель термафила, плотно фиксированный ногой штифтовкладки в условиях маленького окна полости доступа?
-Как лучше провести пациентку в послеоперационном периоде после такого вмешательства?
И команда докторов последовательно и терпеливо давала ответы на все вопросы.
Это было авторитетное мнение специалистов, каждый из которых борется за наибольшее количество успешных случаев в своей области. Видит под другим углом. Знает и понимает где можно получить осложнение.
Пациент и ситуация его ЛЕЧЕНИЯ и выздоровления в тесной связи с протоколом ПРОЦЕДУРЫ оперативного вмешательства.
Что входит сюда?
Несомненно, подбор инструментария. От выбора покрытия ультразвуковых файлов, угла наклонов гладилок и штопферов для ретроградной пломбироки до критериев выбора шовного материала в контексте сделанного лоскута. Все в мельчайших подробностях и что приятно, с конкретными примерами последствий при тех или иных ошибках выбора.
Я - терапевт. И как говорилось в фильме "Полосатый рейс" - самое большое зверство с моей стороны - это то, что в обычной жизни я режу вареную колбасу... Насколько мой опыт поможет мне на практике сделать все в полном соответствии с интересами здоровья моего пациента?
Безусловно, целью курса было научить, показать, заставить задуматься. И понять, что работа в команде необходима: делегирование полномочий, разделение этапов между хирургом и эндодонтистом.
Это было убедительно. Красиво. Наглядно и жизненно. И поэтому совершенно логичным было, что в конце курса мы четко определились и с названием той процедуры, выполнение которой обсуждали, тренировали и досконально "препарировали".
Понятие "апикальной хирургии" органично описывает как логику принятия решения (то есть невозможность консервативного решения проблемы путем перелечивания), так и позволяет расставить акценты в процессе самой процедуры. Это именно лечение апикального периодонтита с хирургическим доступом. Сюда можно добавить приставку микро-.
И она будет обозначать наше желание сделать все lege artis (по правилам искусства). С микродоступом, микротравмой, микроинструментами с микротравмой.
И для тренировки мелкой моторики также пришлось приложить немалые усилия. Для терапевтов было непросто впервые попробовать правильно отслоить лоскут под пристальным контролем хирурга, а для хирургов оказалось непростым сделать ретроградное пломбирование.
В общем, моменты настоящего "ученического" драйва в условиях максимально приближенным к реальности, но абсолютно безопасные для пациентов.
И, конечно, итогом стало желание докторов сделать эту процедуру методом решения проблем их пациентов. Обдуманно, взвешенно и непременно с домашней отработкой практических навыков до филигранной шлифовки перед дебютом апикальной хирургии в реальной клинической ситуации.
И какими бы новыми и удобными не были наши инструменты, современным микроскопом и опытным специалист, принцип "не навреди" все таки был, есть и остается базовым критерием для принятия врачом клинического решения в отношении здоровья пациента.
Елена Липатова, г. Екатеринбург
16.01.2015